Как показывает практика, основная часть родительских огорчений, а также конфликтов с детьми связаны с поддержанием порядка в комнате и чистоты в вещах. Как воспитать чистюлю и, при этом, не испортить себе нервы и отношения с собственными чадами?
И вообще, возможно ли такое, если педагогика и психология утверждает, что потребность в поддержании порядка возникает не в дошкольном и даже не в подростковом возрасте? Конечно же, используя правильную стратегию поведения и помощь няни, если ее услугами пользуются в доме, можно приучить ребенка стремиться к чистоте в доме.
Основное правило, которое помогает воспитать чистюлю – это последовательность в своих действиях и манере поведения. Согласитесь, если в доме никто особо не заботится о том, чтобы вещи были на своих местах, о чистоте и уюте, то никакая помощь няни не поможет. Постоянное и системное соблюдение режимных моментов существенно помогает снизить капризы ребенка и его протесты в деле приучения к чистоте. Если умывание, мытье рук после улицы, уборка игрушек, посуды за собой после еды (если это доступно по возрасту), вытирание ног, складывание своей одежды перед сном и множество других мелких дел происходит постоянно, то малыш делает такие вещи автоматически, это становится хорошей привычкой.
Что станет помощью няне в приучении к чистоте?
Это могут быть какие-то наглядные материалы, а также веселая игра. Потешки, стишки, песенки, игровые ситуации превратят любое нудное дело в увлекательное занятие. Кроме этого, такие моменты помогут ребенку изучить алгоритм необходимых действий, разовьют речь, внимание, моторику. Естественно, что любое дело, даже самое хорошее, можно испортить, если не учитывать возрастных, индивидуальных и других особенностей малыша. Нельзя ожидать от ребенка мгновенной реакции, если он увлечен игрой. О том, что необходимо наводить порядок, лучше сообщить заранее, а иногда и не один раз, а два-три, но не более. Ни в коем случае не стоит прерывать деятельность детей, требовать, чтобы они, например, убрали конструктор, если поделка не может быть закончена мгновенно.
Любое обучение навыку должно начинаться с совместной деятельности взрослого с ребенком, постепенно подводя его к самостоятельному выполнению обязанностей. Если малыш устал, затрудняется выполнить сегодня важное дело, нужно ему помочь, однако не стоит полностью его устранять от деятельности, как бы ни хотелось побыстрее завершить ежедневную уборку. Очень часто увеличению хаоса в детской комнате способствует непомерно большое количество игрушек и вещей у малыша.
Разбросать игрушки – дело минутное, а вот собрать их очень тяжело для малыша. Кроме того, большое количество вещей растормаживает ребенка, не способствует продуктивной игре. Будьте последовательны, внимательны к ребенку, учитывайте его потребности, при этом, демонстрируйте то, что считаете его партнером, и вы обязательно достигните успеха.