Личность человека, во многом, определяют качества, которые были заложены в ребёнка в период до 6 лет.
В дошкольном возрасте очень важно дать ребёнку базовые знания, которые в будущем будут определять содержание его личности, для этого надо выбрать подходящую методику развития.
Методики раннего развития детей
Во времена наших бабушек тоже была своя «Методика – проорётся и успокоится». Современные же мамы учатся слушать и слышать своего ребёнка, договариваться с ним. Приоритетными становятся методики, позволяющие определить способности ребёнка и раскрыть его потенциал, становиться важным развитие именно эмоционального интеллекта. Вальдорфская методика и система Монтессори наиболее популярны среди родителей и педагогов.
Методик раннего развития достаточно много, и мы попробуем разобраться, в чём же между ними разница.
Вальдорфская методика развития
«Познание мира без принуждения» - это основной тезис данной системы обучения.
Суть методики в том, чтобы ребёнок знакомился с окружающим миром в игровой форме, через творчество. Дети исследуют окружающую среду в комфортном для них режиме. В данном варианте обучения отсутствует какая-либо система оценок, воспитатель не сравнивает детей друг с другом.
В качестве развивающего материала в детский учреждениях используются натуральные материалы, такие как камни, дерево, глина, ткани. Игрушки – тряпичные куклы, наборы шишек, орешков, ракушек и т.п. Магазинные игрушки в учреждениях с вальдорфской системой обучения не приветствуются.
Плюс методики в том, что делается акцент на творческое и эмоциональное развитие ребёнка.
- Взаимодействие с гаджетами и телевизором ограничено.
- Развивается фантазия, создаётся интерактивный сказочный сюжет, где ребёнок сам является участником представления.
- Детей так же обучают танцам, музыке, рисованию, лепке из глины, аппликации, оригами.
Вальдорфская методика знакомит ребёнка с окружающим миром, раскрывает творческий потенциал малыша, любознателность. Ребёнок учится любить природу, правильно понимать и выражать свои эмоции.
Большой минус этой системы развития в том, что детей не обучают не письму ни чтению, ни счёту и к школе ребёнок остаётся практически не подготовлен. Это затрудняет его социализацию в обычной школе, родителям стоит учесть этот момент.
Методика Марии Монтессори
«Я сделаю сам, ты только помоги мне» - это принцип методики Монтессори.
Система раннего развития ребёнка Марии Монтессори делает акцент на развитии самостоятельности малыша и его индивидуальном темпе развития.
Ребёнку не навязывается и не предлагается какая-либо модель поведения, педагоги просто наблюдают и при необходимости помогают ребёнку. Фраза «Давай я покажу как…» не приветствуется, ребёнку предлагается «Попробуй сделать сам». Ребёнку предлагается сделать самостоятельный выбор.
В группах, обучающих по методике Марии Мотессори дети разного возраста, это помогает детям социализироваться и обучаться – старшие, при необходимости помогают малышам.
Ребёнок может самостоятельно взять и потом убрать на место все развивающие игры и материалы. Кстати, все игры, головоломки и книги доступны в единственном экземпляре – это учит детей договариваться, делиться или играть вместе.
В обучающих группах по методике Монтессори у ребёнка развивается индивидуальность, малыш учится выражать своё «Я», и принимать самостоятельные решения. В таких группах отсутствует принцип соревнования.
Игровое и обучающее пространство разделено на тематические зоны:
- Практическая зона - дети приобретают практические навыки – завязывание шнурков, мытьё посуды и т. п.
- Сенсорное развитие - ребёнок тренирует органы чувств.
- Математика - дети учат цифры и счёт.
- Языковая зона – изучение звуков, букв.
- Окружающий мир – карты, флаги, глобусы и всё для изучения окружающего мира.
- Творческая зона – занятия лепкой, рисованием, оригами, аппликацией и т. п.
Методика Монтессори воспитывает в ребёнке индивидуальность и самостоятельность, учит принимать решения и отстаивать свою точку зрения.
Ребёнок одновременно получает практические жизненные навыки и необходимые для подготовки к школе знания.
Особенность этой системы заключается в том, что начинать развитие малыша по методике Монтессори надо как можно раньше. Если ребёнок сначала посещал обычный государственный сад, то адаптироваться системе Монтессори ему будет очень сложно.