Сначала мы работаем на образование, потом оно будет работать на нас. И, если для получения достойного образования без репетитора не обойтись, значит, надо его нанимать. Однако, некоторые родители готовы чуть ли не с детсадовского возраста водить свое чадо на дополнительные занятия к учителям, чтобы те подготовили его к школе, а потом все 9 или 11 школьных лет готовят к поступлению в институт. Насколько оправдан такой подход? Когда репетитор для ребенка действительно нужен, а когда можно обойтись и без него?
В чем заключается роль репетитора? В том, чтобы дать ребенку знания сверх школьной программы. Они необходимы ему для поступления в профильный ВУЗ, например, медицинский или технический. Те школьники, которым уже «посчастливилось» сдать ЕГЭ и начать получать высшее образование, подтвердят, что в учебниках многих из тех заданий, что были в КИМах, нет. Вот в этом случае однозначно нужен репетитор. Когда начать занятия с ним? Ну не позднее 9-го класса, если хочется действительно иметь твердую базу знаний под ногами. А для углубленного изучения иностранного языка и того раньше. Есть такие дети, которые лет с 10-12 твердо знают, кем станут, и постепенно идут к поставленной цели.
Нужен репетитор и в том случае, если ребенок мечтает о карьере классического музыканта или вокалиста. Но и то, только в том случае, если преподаватели музыкальной школы, которую он посещает, недостаточно сильны. Если же родители нанимают репетитора для ребенка, который вообще не желает учиться музыке и мучается от этого, по-видмому, такие траты бессмысленны.
Нужен репетитор для ребёнка
Теперь о младших школьниках. Многие родители сетуют на то, что учителя перестали заниматься с детьми после уроков. Мол, раньше ответственность у них была выше, и за успеваемость с них строже спрашивали, вот и стремились подтянуть «отставашек». Но кто-нибудь задумывался, какую нагрузку, нет, перенагрузку получает ребенок? Отучился 4-5 уроков, плюс 2 часа дополнительных занятий, эффект от которых нулевой. То же самое происходит, если водят ребенка к репетитору.
Как же быть в той ситуации, когда школьнику с трудом даются одни предметы, тогда как по другим он вполне успешен? Для начала поговорить с учителями-предметниками. Возможно, существует конфликт, о котором родители не подозревают. Если конфликта нет, попросить проконсультировать вас, дать рекомендации, как нагнать материал. Если же данный предмет ребенок усваивает на твердую «3» и сдавать его на экзаменах не собирается, не лучше ли отпустить ситуацию? Репетитор нужен, если предмет необходимо хорошо знать для поступления.
Есть еще одна проблема. В поисках репетитора для ребенка необходимо быть твердо уверенными, что это квалифицированный педагог, который действительно обладает необходимыми знаниями и сможет передать их ученику. Не стоит доверять первому встречному объявлению в газете или первому отклику на ваше объявление. Лучше всего поспрашивать у знакомых, заручиться их гарантиями. Обычно хороший репетитор берет довольно дорого, да и вписаться в его график нелегко. Но это и есть показатель его компетентности.
Нужен репетир ребенку или не нужен в конечном счете, решать родителям. Но прежде нужно подумать о целесообразности такого решения.