Родители будущих школьников уже начинают все сопутствующие приготовления для того чтобы начало нового жизненного этапа их детей было наиболее успешным. Конечно же, важно выбрать первого учителя, школу, но еще имеет большое значение и то, насколько личностно и интеллектуально ребенок готов к школе. Как подготовиться к школе?
Конечно же, на самом деле подготовка к школьной жизни начинается еще задолго до последнего дошкольного лета малыша. Практически весь его путь взросления до наступления школьной зрелости – это подготовка к обучению. Однако не менее важным является и последний предшкольный этап в этой подготовке.
Для того чтобы понять как готовиться к школе, родителям прежде всего необходимо оценить уровень развития сторон личности дошкольника, сосредоточится на том, что нужно «подтянуть». Естественно, в этом деле лучше всего помогут профессионалы: педагоги, психологи, логопеды. Необходимо понимать и то, что родительский взгляд всегда несколько субъективен, поэтому не стоит полагаться только на свою оценку.
Готовимся к школе
Готовность ребенка к школе можно условно разделить не несколько видов. Это личностная, интеллектуальная, социальная, эмоционально-волевая и специальная. На какую сторону чаще всего делают упор родители? Конечно же, на специальную, – это наличие определенных учебных умений (читать, писать и считать). Естественно, предпосылки всех этих видов учебной деятельности важны, однако, не являются основополагающими.
Основной ошибкой в представлении о готовности ребенка к школе может стать то, что он хорошо работает в индивидуальном порядке, например с няней или репетитором. Важно научить его учиться в коллективе, вычленять речь учителя, которая непосредственно не обращена лично к школьнику, уметь действовать самостоятельно. Первоклассник должен уметь, хотя бы частично, самостоятельно планировать свою учебную деятельность, идти от цели к результату. В этом могут помочь подготовительные занятия в кружках, школах развития. Конечно же, они выбираются, исходя из вышеизложенных принципов, главное в них должно быть не освоение того, что будет изучаться в школе, а формирование эмоционально-волевой и личностной готовности ребенка к школе.
Очень важна для успешной адаптации к школе и мотивация. Очень часто ребенок, который считает школу чем-то вроде игры, продолжения дошкольного детства, теряет интерес к школе, быстро истощается и испытывает гамму отрицательных эмоций. Будущий школьник не просто должен понимать, что учеба – это определенный труд, но и принимать такую позицию, так сказать, иметь внутреннюю позицию школьника.
Наличие грамотных специалистов рядом с ребенком и родителями позволит сделать вступление в школьную жизнь наиболее успешной. Необходимо также помнить, что индивидуальный подход в подготовке к школе – основа эффективности этого процесса.