В современном мире всё больше и больше родителей стараются обучать своих детей нескольким языкам посредством репетиторов или международных программ. Но есть и межнациональные семьи, где родной язык может быть далеко не один. С одной стороны, можно сказать, что детям в многонациональных семьях повезло, однако, есть свои особенности и проблемы воспитания детей в подобных семьях.
Стоит начинать обучение как можно раньше. Желательно, чтобы обучение происходило параллельно с тем, как ребёнок осваивает базовый родной язык. Чем раньше ребёнок начнёт воспринимать новый язык, тем проще он будет осваивать новые специфические для языка звуки. Кроме того, тем меньше вероятность того, что ребёнка будут заботить ошибки в его речи. Он просто будет радостно болтать, даже не осознавая, что использует несколько языков для этого.
Иностранные языки в семье
Необходимо изучать новые слова сразу же на нескольких языках одновременно. Например, родители могут говорить на одном языке, а няня будет общаться с ребёнком на другом. Если нет желания проводить официальные уроки, можно ввести двуязычные основы, рассказав своему ребенку, как новые слова переводятся на втором языке. Например, можно показывать ребёнку разные вещи, проговаривая, как они называются на одном и втором языке. Таким образом, ребёнок знакомится с новыми звуками и постепенно привыкает к ним.
Можно создать естественную среду обучения. Лучший способ для ребенка понять новый язык - это слушать, как люди вокруг говорят на нем регулярно. По мере слушания таких разговоров, дети начинают подбирать звуки и акцент, который свойственен тому или иному языку. Если в семье превалирует один язык и нет няни говорящей на другом языке, стоит выделить определённое время, когда ребёнка стоит обучать другим языкам. Например, только по выходным.
Нужно собирать все необходимые материалы, следить за тем, чтобы книги, фильмы или музыка были на нескольких языках сразу. Кроме того, в интернете есть огромное количество доступных материалов, которые будут поддерживать двуязычное обучение с самых ранних лет.
Несмотря на все плюсы, есть и некоторые недостатки воспитания двуязычных детей.
- Во-первых, они начинают говорить позже. Хотя нет никаких научных доказательств, которые фактически подтверждают, что многоязычные дети начинают говорить позже, считается, что обычно существует задержка от 3 до 6 месяцев по сравнению с одноязычными детьми того же возраста.
- Во-вторых, двуязычные дети будут чаще мешать слова. Смешивание слов очень распространено у детей, которые изучают более одного языка одновременно. Но смешение слов – временное явление, оно исчезает в возрасте примерно 5 лет.
- В-третьих, воспитание таких детей – это очень большая ответственность. Обучение ребёнка второму языку – это долгосрочные инвестиции. Это потребует дополнительных усилий с вашей стороны, чтобы обеспечить достаточное языковое воздействие, дополнительную поддержку и соблюдение языковых правил.